Тени, отбрасываемые объектами
Начав присматриваться к теням, отбрасываемым объектами на задний план сцены, вы найдете их повсюду: на журнальных иллюстрациях, в заставках телевизионной рекламы, на страницах Web-узлов, а также во всех мыслимых и немыслимых видах продукции средств массовой информации. Рано или поздно любой человек обнаруживает, что как только он размещает за строкой текста тень, надпись обретает дополнительное измерение, которое как бы приподнимет ее над фоном, приближая к зрителю. Это простой и красивый спецэффект, предназначенный для придания объектам большего веса и привлечения внимания зрителей.
Вот несколько советов, способствующих повышению эффективности использования теней:
Не старайтесь добавить тени ко всем объектам на странице! Если их будет слишком много, они в равной мере "приподнимутся" над плоскостью холста документа и вы утратите преимущество использования тени для привлечения внимания зрителя к определенному объекту.
Следите, чтобы все тени на странице выглядели единообразно. Если вы планируете применить их к нескольким объектам, обратите внимание на то, чтобы тени отбрасывались объектами в одинаковом направлении, а также имели соответствующую "глубину". Если они падают в разные стороны и не согласованы по внешнему виду, это сразу же бросается в глаза (см. рис. 11.1).
Рис. 11.1. Какое изображение выглядит лучше, левое или правое? Если вы затрудняетесь ответить, перечитайте предыдущий абзац
Не делайте тени слишком темными. Тут очень легко перестараться и сымитировать темные, насыщенные тени, бросающиеся в глаза сильнее, чем объекты, отбрасывающие их. Старайтесь делать тени светлыми и полупрозрачными.
Что ж, давайте перейдем к делу и создадим тень, отбрасываемую на задний план сцены.
Создайте новый документ Photoshop с белой заливкой фона. Я использовал холст размером 400 пикселей в ширину и 200 пикселей в высоту.
На новом слое Слой 1 (Layer 1) наберите любой текст на свое усмотрение или поместите графический объект, например так, как показано на рис. 11.2. Убедитесь в том, что палитра Слои (Layers) видна на экране, если же это не так, выберите команду меню Окно - Показать Слои (Window - Show Layers).
Рис. 11.2.Исходные графические объекты, нуждающиеся в добавлении теней
Скопируйте слой Слой 1 (Layer 1). Для этого щелкните на его строке в палитре Слои (Layers) и перетащите строку на кнопку Создать новый слой (Create New Layer) в нижней части палитры, как показано на рис. 11.3, после чего отпустите кнопку мыши. Будет создан новый слой с названием Слой 1 (копия) (Layer 1 Copy).
Рис. 11.3. Дублирование слоя
На мой взгляд, проще запомнить назначение слоя, если присвоить ему осмысленное наименование. Поэтому щелкните дважды на строке слоя Слой 1 (копия) (Layer1 Copy) в палитре Слои (Layers) и переименуйте его в Shadow.
Теперь щелкните на строке слоя Shadow в палитре Слои (Layers) и перетащите его вниз, расположив под строкой слоя Слой 1 (Layer 1), как показано на рис. 11.4. Если вы этого не сделаете, то тени появятся поверх графических объектов, которым они принадлежат, что, очевидно, не будет выглядеть правильно!
Рис. 11.4. Изменение порядка следования слоев так, чтобы слой тени был ниже слоя объектов
Убедитесь, что слой Shadow все еще активен, и выделите целиком все изображение, выполнив команду меню Выделение - Все выделено (Select - All). Затем выберите инструмент Перемещение (Move) и быстро нажмите одну за другой клавиши "cтрелка влево" и "стрелка вправо" в любом порядке. В результате выделенными окажутся только графические объекты, а не окружающее их пустое пространство фона, как показано на рис. 11.5. Этот хитрый прием выделения объектов стоит запомнить.
Рис. 11.5. Выделение графических объектов
Примените к выделенной области заливку черным цветом, выбрав команду меню Редактирование - Выполнить заливку (Edit - Fill). Можно, разумеется, выбрать для тени любой цвет, но тени перестают выглядеть как тени, когда для них используются светлые тона. Если теперь сделать Слой 1 (Layer 1) временно невидимым, щелкнув на значке с изображением глаза в его строке, то можно будет увидеть, что контуры объектов полностью залиты черным цветом, как показано на рис. 11.6.
Рис. 11.6. Объекты залиты черным цветом
Воспользуйтесь клавишами со стрелками, чтобы пиксель за пикселем переместить вновь созданные тени. Для нашего примера переместим тени на 8 пикселей вниз и на 6 пикселей вправо. Затем отмените выделение теней при все еще выбранном инструменте Перемещение (Move). Промежуточный результат показан на рис. 11.7.
Рис. 11.7. Тень приобрела смещение относительно исходного изображения
ЗАМЕЧАНИЕ На мой взгляд, тени выглядят лучше, если они располагаются ниже отбрасывающих их объектов, то есть если при их создании используется смещение вниз, а не вверх. Когда тень от объекта падает вниз, объект в большей степени кажется приподнятым над плоскостью документа.
Теперь приступим к самому удивительному. Выберите команду меню Фильтр - Размытие - Размытие по Гауссу (Filter - Blur - Gaussian Blur). В появившемся окне диалога вы можете выбирать различные значения радиуса размывания (параметр Радиус - Radius) и наблюдать, что происходит с изображением при установке этих значений. При установке флажка Просмотр (Preview) промежуточные результаты настройки будут видны не только в окне диалога, но и в окне документа, как показано на рис. 11.8. Мне приглянулось значение радиуса в 4 пикселя, так что введем величину 4 и щелкнем на кнопке Да (OK).
Рис. 11.8. Магическое окно диалога Размытие по Гауссу (Gaussian Blur)
Вот и появилась тень! Конечно, вы можете изменить ее при необходимости. Если, к примеру, она оказалась слишком темной, то выполните одно из следующих действий:
настройте степень непрозрачности слоя тени с помощью ползунка Непрозрачность (Opacity) палитры Слои (Layers);
выберите команду меню Изображение - Коррекция - Яркость/Контраст (Image - Adjust - Brightness/Contrast) и настройте величину параметра Яркость (Brightness).
Вы также можете перемещать тень даже после размывки ее границ. Для этого просто выделите тень, как это делалось на шаге 6, и переместите ее куда вам хочется, как показано на рис. 11.9.
Рис. 11.9. Итоговый вид теней, отбрасываемых объектами на задний план сцены
Создание теней, отбрасываемых объектами, - это в определенной степени искусство. Когда они приобретают "правильный" вид, вы это сразу замечаете. Пусть ваши глаза определят, что выглядит правдоподобно, а что - напоминает фальшивку. И не бойтесь экспериментировать с различными значениями параметров. Попробуйте сделать ваши тени в два раза более размытыми по сравнению с исходным вариантом или в два раза увеличьте их сдвиг по отношению к объектам. Возможно, вы будете приятно удивлены результатом!
Содержание раздела